Главная » Статьи » Мои статьи

Улитина А.И. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ПЧЕЛА И ДЕТИ – ЗА ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ!»

ТЕМА: «МЁД ЛАКОМСТВО ИЛИ ЛЕКАРСТВО?"

Автор: Улитина Анна Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик» I категория

Цель: формирование познавательного интереса в процессе ознакомления с признаками натурального меда и сахарного сиропа и применение способов исследования сравнения и анализа свойств веществ.

Задачи:

  1. формировать любознательность через построение гипотез и сравнение эмпирическим способом;
  2. развивать произвольное внимание при получении результата;
  3. воспитывать аккуратность во время проведения исследования.

Дидактические материалы:

Видео «Мёд + баня = здоровье»

Мультфильмы: «Винни-пух и все, все, все»; «Смешарики» - серия «Это сладкое слово «Мёд»; «Уроки Тётушки Совы» - серия «Непослушный медвежонок Ых»

Картинки: «Пирожные»: (использование сахарного сиропа и мёда в кондитерских изделиях)

Вещества для опытно-исследовательской деятельности:

Натуральный мёд; сахарный сироп

Оборудование: карточка «Признаки вещества по ТРИЗ-технологии»;

карточка для обозначения признаков продуктов лабораторные контейнеры, мерные стаканчики, 50 мл. Набор цветных карандашей (желтый и синий)

Краткая аннотация к работе:

Овладение способами деятельности в разнообразных исследованиях на культурной практике благотворно влияет на развитие у ребенка самостоятельности, инициативы, и познавательного интереса к окружающему миру, формирует эмоциональную сферу и раскрывает творческие способности ребёнка. Опыт, который получили дети, самостоятельно изучая особенности и свойства меда и сиропа, помог им самостоятельно сделать выводы. Экспериментирование формирует у детей интерес к познанию, наблюдательности, развивает мыслительную деятельность.

Ход культурной практики:

Актуализация знаний:

В группу дети принесли игрушку Винни- Пуха с горшочком меда, который напевал песенку: «Мишка очень любит мед!.. В самом деле, почему, мед так нравится ему?»

- Потому что это сладкая вкусность, - сказал Сережа... Её ещё все медведи любят... и Копатыч тоже... Его к блинам подают.

- Да, нет же! Бабушка говорит, что мед – это чудо-лекарство, которое делают пчелки из лекарственных трав! Кроме пчел никто не сможет приготовить такое лекарство. И мама-медведица вылечила им медвежонка Ыха от простуды, когда тот накупался в холодной реке...

- От болезни надо есть варенье, как Карлсон, - сказал Сережа. И, вообще, моя мама варит самый настоящий мед сама, из сахара и воды и делает мне самые вкусные пирожные! Наверное, им ещё и лечиться можно! Без пчел обходимся!

- Ну, нет же! – настаивала Лера. Только мед, который взяли у пчел настоящий и лечебный, его полезно с собой в баню брать, так бабушка говорит.

1. Введение в ситуацию.

Обращение за помощью к воспитателю.

- Анна Ивановна, мёд – это лекарство или вкусность, как конфеты и торты?

- Давайте разберемся вместе! Где же мы можем найти ответы на наши вопросы? (ответы детей) Можем обратиться к Интернету, а также сами исследовать мед и сахарный сироп, который варит мама Сережи.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в экспериментальную деятельность в игровой форме.

Исследование и сравнение свойств меда и сахарного сиропа по ТРИЗ-технологии (Таблица 1.)

1 . Определение влажности мёда и сиропа.

В мёде влажность практически отсутствует. Опустим в мёд и сироп по кусочку хлеба, а через 8-10 минут достанем его. В мёде хлеб затвердел, а в сахарном сиропе, наоборот, размягчился и расползся.

Вывод: в меду хлеб твердеет, а в сиропе раскисает, значит, влажность меда меньше, чем влажность сиропа.

2. Состояние веществ.

Набрали на ложечку мёд - тянется вслед за ложечкой длинной непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку, пагоду, которая затем медленно разойдется.

Набрали на ложечку сироп - обильно стекает и капает с ложечки вниз, образуя капельку.

Вывод: у меда более плотная консистенция, чем у сиропа.

3. Изменят ли цвет чая мед и сироп?

В один стакан некрепкого теплого чая добавили немного меда, а в другой немного сахарного сиропа.

Мёд придал чаю более темный цвет, а сахарный сироп растворился, не изменив его цвета.

Вывод: от меда чай потемнел, а от сиропа нет, осадок на дне стаканов не образовался.

4. Как влияют высокая и низкая температуры на мед и сахарный сироп?

Поочередно нагреваем и исследуем оба вещества.

Вывод: После нагревания мед имеет очень слабый аромат, имеет жидкую и водянистую структуру, вкус сладкий, как сахар, без вкусовых оттенков, цвет стал немного темнее. Мед превратился в сахарный сироп! После нагревания качества и цвет сиропа не изменились. Сахарный сироп в мед не превращается!

Отправляем на пару часов мед и сироп в морозильную камеру, достаем по истечении времени и исследуем оба вещества.

Вывод: После замораживания мед стал иметь более плотную и тягучую структуру, а сироп замерз!

Итог опытов и исследований: И мёд, и сироп – сладости, но только мед обладает ароматом, терпкостью и лечебными свойствами, которые не могут быть в сахарном сиропе! Мед при нагревании превращается в сироп! А вот сахарный сироп превратить в мёд невозможно!

2. Открытие нового знания.

Дидактическая задача:

а) актуализировать представления детей о том, что мед полезный для здоровья продукт.

Почему мёд + баня = здоровье?

- Для чего брать мёд в баню? Его можно просто съесть и всё! – говорит Сережа.

- Потому что его надо мазать на всю кожу..., ноги и... и руки! – сказала Лера.

- Зачем... (обращаемся к Интернету)

Новое знание.

1. Пар усиливает кровообращение и питательные вещества из меда, нанесенного на кожу, мгновенно разносятся по организму.

2. Мед содержит душистые летучие вещества (эфирные масла), которые соединяясь с паром, благоприятно влияют на органы дыхания.

3. Мед усиливает потоотделение, а значит, выводит из организма вредные токсичные вещества.

4. Мед содержит витамины и микроэлементы, эфирные масла полезные нашему организму, которые попадают в него с нектаром и пыльцой растений.

Итог: У меда много полезных лечебных свойств, но самое распространенное и вкусное – мед с горячим чаем или молоком, это лакомство прогоняет простуду, вот почему мама-медведица так быстро вылечила медвежонка Ыха.

Вывод: Мед, является и лакомством, и ингредиентом в кондитерских изделиях, но самое важное его свойство – лечебное, которого нет, и не может быть в сахарном сиропе. Сироп может только подсластить горькие лекарства.

3. Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».

Дидактическая задача: обеспечить активный отдых детей для уставших мышц с помощью физической разминки.

 

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро ведь зима придет.

Будет пчелкам, чем питаться.

Нужно летом им стараться.

 

руками рисовать перед собой круг
знак отрицания указательными пальцами
взмахи руками
круговые движения ладонью по животу
вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться

«раскрыть» перед собой все пальцы
изображают полет

топанье ногами
поеживание
имитация движения ложкой
имитация накладывания меда в соты

 

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

а) актуализировать способ действий для добывания новых знаний в ситуации затруднения.

б) сформировать желание самостоятельного поиска интересующей информации и возможность испытать эмоциональный всплеск радостных переживаний при открытии новых знаний.

«Погибнут пчелы – погибнет планета!»

- Почему говорят, что исчезнут пчелы, и мы погибнем? – спросили дети.

- Давайте подумаем вместе! (предположения детей)

- Собирая пыльцу и нектар с растений, пчелы опыляют цветы, так появляются плоды с косточками. Косточки, попадая в землю... (ответы детей)... прорастают, и растения размножаются. Растениями питаются... (ответы детей)... травоядные животные, травоядными животными питаются птицы и хищные животные, а животными питается, кто... (ответы детей)... человек!

- А теперь давайте уберем из пищевой цепочки пчелок. Некому будет опылять растения, они не смогут размножаться, что приведет к гибели и их полному исчезновению. Погибнут животные, человечество будет обречено голодать и тоже погибнуть.

Вывод: Вымирание пчел – приведет к гибели всего живого на нашей планете!

5. Подведение итогов.

Дидактическая задача: провести рефлексию исследовательской деятельности в процессе проведения культурной практики «Профессор Почемучкин», создав ситуацию успеха.

Воспитатель хвалит детей за командную работу, которая помогла им разобраться в свойствах такого удивительного продукта, как мед и в свойствах сахарного сиропа!

Давайте вспомним свойства мёда, свойства сахарного сиропа. (Ответы детей).

- Можно ли приготовить мёд в домашних условиях?

- Что произойдет с мёдом, если его нагреть?

- Сегодня мы узнали…

- Почему мёд берут с собой в баню?

- Мы с вами теперь знаем, что мёд содержит много витаминов и микроэлементов, которые очень полезны для нашего организма.

-А еще что нас удивило?

- Мед обеззараживает и заживляет раны! Мёд входит в состав лекарств.

Вывод: Мед - это чудо природы, предупреждает простудные заболевания, является продуктом здоровья и долголетия. Мёд – это лакомство и лекарство! Никогда сахарный сироп не сможет заменить мёд!

 

 

Таблица 1. Исследование и сравнение свойств меда и сахарного сиропа по ТРИЗ- технологии.

 

ТРИЗ

признаки веществ

 

Обозначения

ТРИЗ признаков

Мёд

Сахарный сироп

1.

Вкус

Приятный, сладкий, терпкий

 

Сладкий, вкус близок к вкусу подслащенной водички.

2.

Запах

Ароматный, душистый

 

Без запаха, не имеет аромата.

 

3.

Цвет

Янтарный (светло-жёлтый, желтый), красный, коричневый, почти черный.

Меняет цвет чая, придает ему более темный оттенок.

Почти прозрачный. Не меняет цвет чая.

4.

Состояние вещества

Тягучий, может быть твердым. Тянется вслед за ложечкой длинной непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку, пагоду, которая затем медленно разойдется.

Жидкий. Обильно стекает и капает с ложечки вниз, образуя капельку.

5.

Температура

После нагревания мед имеет очень слабый аромат, имеет жидкую и водянистую структуру, вкус сладкий, как сахар, без вкусовых оттенков, цвет стал немного темнее.

Мед превратился в сахарный сироп!

После замораживания мед тал иметь более плотную и тягучую структуру.

После нагревания качества и цвет сиропа не изменились. Сахарный сироп в мед не превращается!

Сироп в морозильной камере замерз!

6.

Влажность

Липкий. Влажность меда меньше, чем влажность сахарного сиропа.

7.

Форма

Принимает форму той емкости, в которую его поместили.

1.

Антибактериальность и обеззараживание

Информация из Интернета

Грибки и болезнетворные бактерии гибнут

 

____

2.

Противовоспаление

Информация из Интернета

Быстро заживляет раны, восстанавливает пораженные болезнью внутренние органы

____

3.

Компонент в лекарственных препаратах

Информация из Интернета

В рецептах народной медицины

В лекарственных препаратах

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (30.05.2018) | Автор: Улитина Анна Ивановна, воспитатель
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar