Главная » Статьи » Мои статьи |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ПЧЕЛА И ДЕТИ – ЗА ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ!» ТЕМА: «МЁД ЛАКОМСТВО ИЛИ ЛЕКАРСТВО?" Автор: Улитина Анна Ивановна, воспитатель, МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик» I категория Цель: формирование познавательного интереса в процессе ознакомления с признаками натурального меда и сахарного сиропа и применение способов исследования сравнения и анализа свойств веществ. Задачи:
Дидактические материалы: Видео «Мёд + баня = здоровье» Мультфильмы: «Винни-пух и все, все, все»; «Смешарики» - серия «Это сладкое слово «Мёд»; «Уроки Тётушки Совы» - серия «Непослушный медвежонок Ых» Картинки: «Пирожные»: (использование сахарного сиропа и мёда в кондитерских изделиях) Вещества для опытно-исследовательской деятельности: Натуральный мёд; сахарный сироп Оборудование: карточка «Признаки вещества по ТРИЗ-технологии»; карточка для обозначения признаков продуктов лабораторные контейнеры, мерные стаканчики, 50 мл. Набор цветных карандашей (желтый и синий) Краткая аннотация к работе: Овладение способами деятельности в разнообразных исследованиях на культурной практике благотворно влияет на развитие у ребенка самостоятельности, инициативы, и познавательного интереса к окружающему миру, формирует эмоциональную сферу и раскрывает творческие способности ребёнка. Опыт, который получили дети, самостоятельно изучая особенности и свойства меда и сиропа, помог им самостоятельно сделать выводы. Экспериментирование формирует у детей интерес к познанию, наблюдательности, развивает мыслительную деятельность. Ход культурной практики: Актуализация знаний: В группу дети принесли игрушку Винни- Пуха с горшочком меда, который напевал песенку: «Мишка очень любит мед!.. В самом деле, почему, мед так нравится ему?» - Потому что это сладкая вкусность, - сказал Сережа... Её ещё все медведи любят... и Копатыч тоже... Его к блинам подают. - Да, нет же! Бабушка говорит, что мед – это чудо-лекарство, которое делают пчелки из лекарственных трав! Кроме пчел никто не сможет приготовить такое лекарство. И мама-медведица вылечила им медвежонка Ыха от простуды, когда тот накупался в холодной реке... - От болезни надо есть варенье, как Карлсон, - сказал Сережа. И, вообще, моя мама варит самый настоящий мед сама, из сахара и воды и делает мне самые вкусные пирожные! Наверное, им ещё и лечиться можно! Без пчел обходимся! - Ну, нет же! – настаивала Лера. Только мед, который взяли у пчел настоящий и лечебный, его полезно с собой в баню брать, так бабушка говорит. 1. Введение в ситуацию. Обращение за помощью к воспитателю. - Анна Ивановна, мёд – это лекарство или вкусность, как конфеты и торты? - Давайте разберемся вместе! Где же мы можем найти ответы на наши вопросы? (ответы детей) Можем обратиться к Интернету, а также сами исследовать мед и сахарный сироп, который варит мама Сережи. Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в экспериментальную деятельность в игровой форме. Исследование и сравнение свойств меда и сахарного сиропа по ТРИЗ-технологии (Таблица 1.) 1 . Определение влажности мёда и сиропа. В мёде влажность практически отсутствует. Опустим в мёд и сироп по кусочку хлеба, а через 8-10 минут достанем его. В мёде хлеб затвердел, а в сахарном сиропе, наоборот, размягчился и расползся. Вывод: в меду хлеб твердеет, а в сиропе раскисает, значит, влажность меда меньше, чем влажность сиропа. 2. Состояние веществ. Набрали на ложечку мёд - тянется вслед за ложечкой длинной непрерывной нитью, образуя на поверхности меда башенку, пагоду, которая затем медленно разойдется. Набрали на ложечку сироп - обильно стекает и капает с ложечки вниз, образуя капельку. Вывод: у меда более плотная консистенция, чем у сиропа. 3. Изменят ли цвет чая мед и сироп? В один стакан некрепкого теплого чая добавили немного меда, а в другой немного сахарного сиропа. Мёд придал чаю более темный цвет, а сахарный сироп растворился, не изменив его цвета. Вывод: от меда чай потемнел, а от сиропа нет, осадок на дне стаканов не образовался. 4. Как влияют высокая и низкая температуры на мед и сахарный сироп? Поочередно нагреваем и исследуем оба вещества. Вывод: После нагревания мед имеет очень слабый аромат, имеет жидкую и водянистую структуру, вкус сладкий, как сахар, без вкусовых оттенков, цвет стал немного темнее. Мед превратился в сахарный сироп! После нагревания качества и цвет сиропа не изменились. Сахарный сироп в мед не превращается! Отправляем на пару часов мед и сироп в морозильную камеру, достаем по истечении времени и исследуем оба вещества. Вывод: После замораживания мед стал иметь более плотную и тягучую структуру, а сироп замерз! Итог опытов и исследований: И мёд, и сироп – сладости, но только мед обладает ароматом, терпкостью и лечебными свойствами, которые не могут быть в сахарном сиропе! Мед при нагревании превращается в сироп! А вот сахарный сироп превратить в мёд невозможно! 2. Открытие нового знания. Дидактическая задача: а) актуализировать представления детей о том, что мед полезный для здоровья продукт. Почему мёд + баня = здоровье? - Для чего брать мёд в баню? Его можно просто съесть и всё! – говорит Сережа. - Потому что его надо мазать на всю кожу..., ноги и... и руки! – сказала Лера. - Зачем... (обращаемся к Интернету) Новое знание. 1. Пар усиливает кровообращение и питательные вещества из меда, нанесенного на кожу, мгновенно разносятся по организму. 2. Мед содержит душистые летучие вещества (эфирные масла), которые соединяясь с паром, благоприятно влияют на органы дыхания. 3. Мед усиливает потоотделение, а значит, выводит из организма вредные токсичные вещества. 4. Мед содержит витамины и микроэлементы, эфирные масла полезные нашему организму, которые попадают в него с нектаром и пыльцой растений. Итог: У меда много полезных лечебных свойств, но самое распространенное и вкусное – мед с горячим чаем или молоком, это лакомство прогоняет простуду, вот почему мама-медведица так быстро вылечила медвежонка Ыха. Вывод: Мед, является и лакомством, и ингредиентом в кондитерских изделиях, но самое важное его свойство – лечебное, которого нет, и не может быть в сахарном сиропе. Сироп может только подсластить горькие лекарства. 3. Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка». Дидактическая задача: обеспечить активный отдых детей для уставших мышц с помощью физической разминки.
4. Открытие нового знания. Дидактические задачи: а) актуализировать способ действий для добывания новых знаний в ситуации затруднения. б) сформировать желание самостоятельного поиска интересующей информации и возможность испытать эмоциональный всплеск радостных переживаний при открытии новых знаний. «Погибнут пчелы – погибнет планета!» - Почему говорят, что исчезнут пчелы, и мы погибнем? – спросили дети. - Давайте подумаем вместе! (предположения детей) - Собирая пыльцу и нектар с растений, пчелы опыляют цветы, так появляются плоды с косточками. Косточки, попадая в землю... (ответы детей)... прорастают, и растения размножаются. Растениями питаются... (ответы детей)... травоядные животные, травоядными животными питаются птицы и хищные животные, а животными питается, кто... (ответы детей)... человек! - А теперь давайте уберем из пищевой цепочки пчелок. Некому будет опылять растения, они не смогут размножаться, что приведет к гибели и их полному исчезновению. Погибнут животные, человечество будет обречено голодать и тоже погибнуть. Вывод: Вымирание пчел – приведет к гибели всего живого на нашей планете! 5. Подведение итогов. Дидактическая задача: провести рефлексию исследовательской деятельности в процессе проведения культурной практики «Профессор Почемучкин», создав ситуацию успеха. Воспитатель хвалит детей за командную работу, которая помогла им разобраться в свойствах такого удивительного продукта, как мед и в свойствах сахарного сиропа! Давайте вспомним свойства мёда, свойства сахарного сиропа. (Ответы детей). - Можно ли приготовить мёд в домашних условиях? - Что произойдет с мёдом, если его нагреть? - Сегодня мы узнали… - Почему мёд берут с собой в баню? - Мы с вами теперь знаем, что мёд содержит много витаминов и микроэлементов, которые очень полезны для нашего организма. -А еще что нас удивило? - Мед обеззараживает и заживляет раны! Мёд входит в состав лекарств. Вывод: Мед - это чудо природы, предупреждает простудные заболевания, является продуктом здоровья и долголетия. Мёд – это лакомство и лекарство! Никогда сахарный сироп не сможет заменить мёд!
Таблица 1. Исследование и сравнение свойств меда и сахарного сиропа по ТРИЗ- технологии.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 81 | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|