Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Маленькие пекари»

Марина Витальевна Ефимова,

воспитатель МБДОУ «Слободской

детский сад «Пряничный домик»

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Маленькие пекари»

 

Народная мудрость гласит: «Как человек относится к хлебу, так он и относится к своей Родине» (русская пословица)

Формируя представления детей младшего возраста о профессиях взрослых, считаем необходимым, обратить особое внимание на отношение детей к хлебу и традициям хлебопечения различных стран, так как данный вопрос не рассматривается в методических рекомендациях типовых программ детского сада. Воронежская область является приграничной территорией Российской Федерации. На протяжении столетий формировалась как многонациональный регион. В нашем регионе проживают представители десятков национальностей: русские, украинцы, белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, армяне, поляки, корейцы, всего около 150-ти национальностей. Каждый народ гордится своей историей, культурой, обычаями и традициями. У людей разных народностей существуют общие ценности - это Родина, отец, мать и хлеб. Так сложилось, что хлеб является не только питательной выпечкой, но и частью культуры во многих странах. Ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходятся без хлеба. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. Традиции хлебопечения берут начало в древности и передаются из поколения в поколение. При этом современные дети, часто не догадываются, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол, не знают традиций хлебопечения народов разных стран. В группе есть представители разных национальностей. Их семьи придерживаются своей культуры питания. Многие дети не знают о процессе выращивания зерновых культур, изготовления хлебобулочных изделий, у детей отсутствуют знания о традициях хлебопечения культур разных народов. Также дети небрежно относятся к хлебу во время приема пищи в детском саду (бросают, крошат хлеб, играют с ним). Приведенные выше проблемы стали основанием выбора темы проекта.

Формирование у детей толерантности в процессе знакомства с традициями хлебопечения казахской и русской кухни стало главной целью краткосрочного проекта «Маленькие пекари» в нашей группе. В ходе реализации проекта мы поставили следующие задачи:

- обогатить представления детей о труде взрослых в процессе выращивания и изготовления хлеба у казахов и русских;

- формировать умения находить существенные отличия при сравнении зёрен разных культур (пшеница, фасоль, горох);

- освоить способ приготовления теста для хлебобулочного изделия;

- формировать умение вступать в диалог с воспитателем, слушать и понимать прочитанное или сказанное, рассказывая о своих впечатлениях, используя глаголы, которые помогают рассказать о действиях взрослых на кухне детского сада, на пекарне, выражая свой интерес к увиденному и сделанному своими руками;

- формировать навыки гостеприимства при угощении людей разных национальностей выпечкой;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

- расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей на основе выполнения различных социальных ролей в игровой и практической деятельности;

- формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и желание петь и допевать песенки, подражая трудовым действиям взрослых;

- оптимизировать двигательную деятельность в ходе экскурсий и продуктивной деятельности;

- соблюдать определенные правила поведения на экскурсии и правила ориентировки в пространстве;

- развивать мелкую моторику в процессе изготовления теста для лепешек, куличиков, баранок и печенья.

Наша группа является разновозрастной, мы работаем по программе «Золотой ключик» под ред. Кравцовой Е Г. Отличительной особенностью программы является событийный принцип планирования. Традиционных занятий в группе нет, каждый день в группе происходит новое событие, (ситуация), которое предполагает участие детей в разнообразных видах деятельности в течении всего дня. Удачным приемом вовлечения детей в проектную деятельность послужила модель трех вопросов: «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?».

В свободном общении с детьми мы завели разговор нам тему «Что мы едим всегда утром, днем и вечером?» При этом все дети пришли к единому мнению, что ни один прием пищи не обходится без хлеба. На мой вопрос: «Откуда берется хлеб?», Дима ответил, что хлеб покупают в магазине, Соня ответила, что мама печет хлеб в хлебопечке, а Захар сообщил, что его мама печет очень вкусные лепешки. Дети возразили Захару, что лепешки, это вовсе не хлеб. И тогда мы предложили ребятам отправиться в путешествие, из которого они узнают о том каким бывает хлеб, откуда «пришёл» к нам хлеб, и кто печет нам хлеб. Дети пожелали встретиться с героями из сказок и попробовать испечь хлеб в детском саду.

Родители активно подключились к реализации проекта, они собрали иллюстрационный материал о хлебобулочных изделиях и разнообразный зерновой материал для проведения экспериментов. Многие родители приняли участие в организации совместной с детьми выставки поделок из соленого теста: «Чудеса из соленого теста». Родители предложили провести в группе акцию «Подари ребенку костюм пекаря». В процессе реализации проекта были созданы методические разработки и проведены образовательные ситуации на тему: «Хлеб всему голова», «Хлебушек душистый теплый, золотистый», «Путешествие Колоска», «Кто хлеб печет?», «Маленькие пекари». Малыши рассматривали иллюстрации о хлебе и о сельскохозяйственной технике. В ходе просмотра презентации: «Откуда хлеб пришел», «Такой разный хлеб», «Хлебные традиции народов разных стран» дети узнали о способах выращивания хлеба, о традициях хлебопечения народов разных национальностей, убедились в разнообразии хлебобулочных изделий. Такие дидактические игры как «Собери картинку», «Составь колосок из геометрических фигур», «Подбери картинку», «Составь целое из частей», «Разложи блинчики», «Из чего мы сделаны?», «Профессии», «Кому, что нужно», «Хлеб в картинках» способствовали формированию у детей внимания, памяти, наблюдательности и сообразительности.

В игровой ситуации «В горнице у бабушки Варварушки» дети знакомились с правилами о недопустимом обращении с хлебом, с пословицами и поговорками, потешками, художественными произведениями о хлебе. С героями белорусской сказкой «Легкий хлеб» участвовали в обсуждении «Как, хлеб на стол пришел?», «Какой хлеб вкуснее?», «Что можно сделать из муки?». Ребята увлеченно играли в сюжетно ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Уборка урожая». Мальчики в роли комбайнёров собирали на поле колоски, а девочки связывали колоски в снопы. Мальчики - водители на грузовых машинах отвозили колоски на мельницу. В продуктивной деятельности дети изображали колосок с помощью красок и цветной бумаги, лепили из соленого теста пирожки, баранки и украшали караваи в технике аппликация.

На прогулке ребята вдыхали аромат свежеиспеченного хлеба, который доносится до нас из расположенной рядом пекарни. Малыши стали обращать внимание на этот запах и подходили с вопросом: «Откуда так вкусно пахнет хлебом?» Очень хотелось ребятам узнать где же пекут хлеб? Мы рассказывали детям про пекарню, которая находится возле детского сада, о том, что на пекарне пекут вкусный хлеб и у ребят появилось желание сходить на пекарню и увидеть процесс выпечки хлеба. Родители помогли организовать экскурсию на пекарню. Сотрудники пекарни встретили нас доброжелательно и познакомили с технологическим процессом изготовления хлеба (замес теста, с формованием, растойкой). Малыши с интересом рассматривали оборудование, но больше всего удивили их огромные печи. Радушные хозяева угостили нас горячим хлебом. Мальчики сообщили, что когда они вырастут, то будут развозить на машинах хлеб. Бережно и с огромной гордостью дети по очереди несли горячий хлеб до детского сада. С аппетитом ребята пробовали хлеб и с удовольствием угостили детей из других групп и сотрудников детского сада. Во второй половине дня, дети с увлечением играли в сюжетно-ролевую игру «Наша пекарня». На следующий день малышей ожидал сюрприз. Родители принесли сшитые для каждого ребенка колпаки и фартуки, ребята, надев фартуки, ощутили себя настоящими пекарями.

Наш проект является практико-ориентированным, поэтому он не возможен без исследовательской деятельности. К ребятам в гости, пришел Петушок из сказки «Колосок», который принес настоящий колосок с поля. Вместе с Петушком ребята занялись исследовательской деятельностью. Петушок провел с детьми различные опыты, с мукой, водой, зерном, хлебом: «Где живут зернышки?», «Найди зернышки», «Узнай на вкус», «Свойства муки», «Разбери зерна по тарелочкам», «Превращение зерна в муку». В ходе исследований малыши непременно хотели узнать о том, кто живет в колоске и с увлечением доставали из колоска зернышки. Дети познакомились со свойствами зерна и муки. Юные исследователи увидели в процессе опытов, что мука растворяется в воде, а зерно нет, узнали, что у каждого хлебобулочного изделия свой вкус. В ходе проведения опытов с мукой Милана сообщила, что мука пахнет солнышком. Дети учились сортировать зерно различных культур по размеру, цвету и форме. Ребятами с Петушком приготовили тесто по рецепту мамы Захара. Отнесли тесто на пищеблок детского сада, где нам испекли лепешки. Лепешки так понравились ребятам, что, уходя вечером домой просили рецепт для приготовления в домашних условиях.

По мере реализации проекта в зависимости от вида деятельности и заданий дети выполняли различные роли:

- пекарей, когда изготовляли хлебобулочные изделия;

- исследователей, когда проводили опыты с зернами, с мукой и водой, с тестом, с хлебобулочными изделиями;

- гостей, когда посещали хлебопекарню;

- хозяев, когда принимали гостей в группе;

- артистов, исполняя танец «Маленькие пекари»;

- художников при изображении колосков пшеницы и украшении пирогов.

В процессе реализации проекта «Маленькие пекари» у детей сформировались умения бережного отношения к хлебу и уважение к традициям культур разных народов по изготовлению хлеба. Ребята приобрели опыт общения с людьми разных профессий и освоили различные способы проведения исследований. Следует также отметить повышение активности участия родителей в организации продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Список использованной литературы

1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

2. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

4. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (16.01.2018)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar