Главная » Статьи » Мои статьи

Улитина А.И. Практика «Тайны дерева» - исследование флоры окружающего мира со старшими дошкольниками и младшими школьниками вне стен лаборатории

Улитина Анна Ивановна,

воспитатель МБДОУ «Слободской детский сад

«Пряничный домик»

Практика «Тайны дерева» - исследование флоры окружающего мира

с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста вне стен лаборатории «Профессор Почемучкин»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: любознательность, наблюдательность, попытки самостоятельно делать выводы из своих наблюдений, экспериментировать.

Мы работаем в инновационном детском саду по особой модели «Детский сад – сад детских инициатив».

Особенности этой модели:

  • смешивание разновозрастных кластеров детей:

Iкластер: младшая и средняя группы

II кластер: старшая и подготовительная группы

  • самостоятельный выбор детьми деятельности

  • самостоятельное передвижение детей по территории детского сада

В нашем саду за каждым педагогом закреплена образовательная Культурная Практика, где мы педагоги – интеграторы. Я работаю в старшем возрастном кластере. Моя КП естественно – научного направления «Профессор Почемучкин», где профессор помогает детям открывать секреты окружающего мира:

- дети могут находить ответы на свои вопросы самостоятельно, не получая готовых ответов, организовывая вместе с педагогом опыты и эксперименты;

- предоставляется возможность сделать все доступные для ребенка действия самостоятельно, получая лишь необходимую помощь со стороны педагога;

- в силу возрастных особенностей педагог периодически наблюдает и обсуждает ход его эксперимента, помогая фиксировать результаты символами в дневниках или картах наблюдений, что помогает интересу ребенка не угасать;

- педагог помогает развивать у ребенка способность анализировать, обобщать и делать выводы: «О чем свидетельствует результат опыта, что это значит... к чему приведет...?»

Главное условие КП для социального развития детей - поддержка индивидуальности и инициативы детей в познавательной и исследовательской деятельности. Основная цель моей КП - формирование логического мышления детей и способностей находить ответы на проблемные вопросы методом опытов и экспериментирования.

КП «Профессор Почемучкин» дает возможность воспитывать осознанное и бережное отношение ко всему окружающему миру, так как проводить наши исследования мы можем в самых разных местах, за пределами нашей лаборатории и, вообще, здания ДОУ: на прилегающей территории детского сада, в парке, на лугу, у водоема – пруда, на территории конного завода. И независимо от того, какое время года за окном, мы можем исследовать ЧТО угодно, ГДЕ угодно, КОГДА угодно, а вернее сказать – ПОСТОЯННО, ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.

Наши эксперименты могут быть случайными: т.е., выйдя на прогулку, мы исследуем лужи после дождя, сразу возникает вопрос: «Откуда в луже радуга?». Проводим эксперимент с маслами (масло, попадая в воду, ведет себя как нефть и нефтепродукты). Приходим к выводу, что масло (бензин в луже) растягивается по поверхности воды, покрывая ее тонкой пленкой, а это беда для обитателей водоемов, которая приводит к их гибели; или запланированными, проводятся в ответ на вопросы детей.

“Тайны дерева”

I. «Определи возраст дерева»

Исследование №1 «Дерево расскажет...»

Рассматриваем деревья... Прислушиваемся. Ветер играет с ветвями.

Делаем наш первый вывод: Деревья разговаривают между собой с помощью ветерка. Прикладываем ухо к стволу дерева, долго слушаем, но ничего оно нам не рассказало...

И тут мы стали вспоминать сказку: «Разговор деревьев о своей пользе для человека» Станислава Володько, понимая, что важны и парковые и садовые деревья. Очень красиво сказал автор, вдохнув полной грудью ароматный, опьяняющий воздух, погладив деревья, по шершавой коже-коре: «Большое спасибо вам всем за то без чего вообще не было бы на земле жизни – за чистый воздух, за кислород!..»

Делаем вывод: деревья – это жизнь на всей планете!

Исследование № 2 «Обнимашки».

Мы знаем, что молодые деревья тоненькие, кора на их стволах гладкая и нежная и их можно обхватить ладошками. Старые деревья, мощные, величественные. Ствол их толстый, покрыт плотной корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Чтобы обнять такое дерево, иногда нужно взяться за руки двум-трем человекам.

Чтобы увидеть макушку молодого, только родившегося, деревца, нам нужно присесть на корточки. Но чтобы рассмотреть макушку старого дерева – мы должны поднять голову высоко вверх.

Рассмотрели картинки: «Старый дуб», «Молодая осинка».

Делаем вывод: у старого дерева ствол - толстый, а само дерево очень высокое. У молодого дерева ствол - тонкий, а само дерево низкое.Но мы не можем определить возраст дерева в годах.

Исследование № 3 «Спилы деревьев».

В лаборатории «Профессора Почемучкина» рассмотрели спилы деревьев через лупу и посчитали кольца. Число колец соответствует числу прожитых деревом лет. У большинства деревьев образуется одно двухцветное кольцо в год - светлая весенняя часть и темная летняя часть.

Делаем вывод: число колец на спиле соответствует – количеству лет, прожитых деревом. Если дерева уже нет, мы можем посчитать кольца на пне. Но мы не можем посчитать кольца жизни дерева, пока оно не погибнет.

Исследование № 4 «Журнал наблюдений жизни дерева».

Самый достоверный способ определения возраста дерева - разыскать информацию о времени его посадки. Для этого нужно опросить старожилов или поискать старые фотографии, чтобы уточнить информацию о дате посадки данного дерева. Но этот способ узнать возраст дерева, может оказаться безрезультатным.

Делаем вывод: нужно посадить дерево самим и наблюдать за его ростом, записав дату посадки в журнал наблюдений. И все изменения в росте нашего саженца мы будем фиксировать в этом журнале. Очень интересно, каким будет дерево через пять лет? А еще мы сделаем изгородь, чтобы защитить наше деревце от травм!

Результат нашего исследования: в ходе нашей работы мы узнали, что возраст дерева можно узнать по кольцам на его спиле. Но, мы не узнаем это, пока оно не погибнет. Нельзя же уничтожать живые деревья – они поддерживают жизнь на всей планете! Вот так мы пришли к выводу, что самый достоверный способ определения возраста дерева -посадить его самому, записать дату посадки в журнал наблюдений, и наблюдать за его ростом.

II. «Почему стоят деревья, почему они не ходят?»

Исследование № 1 «Почему зверью или птице на месте не сидится?»

- Зачем двигаются животные? Для чего или почему летают птицы? Вот и сидели бы зайки под одним кусточком, а птицы на одном деревце. Но что-то или кто-то заставляет их двигаться (предположения детей).

Делаем вывод:

- для спасения своей жизни и жизни своего потомства – убегают от хищников в поисках более безопасного места

- самое главное для поиска воды и пищи животным приходится проходить много километров

- итак, движение для поиска пищи, пища – это жизнь для животного!

Создание альбома «Как животные ищут пищу», опираясь на интернет-ресурсы, где решаются экологические задачи:

  • животные, обитающие в нашем парке (лесу): фото из интернета: косули, волка, лисы, зайца

  • зарисовка следов животных

  • зарисовка схем передвижения животных по лесу

  • сколько километров пройдет животное в поисках пищи

  • какое количество пищи требуется в сутки для каждого из животных

Исследование № 2 «Благоприятные условия для роста растений»

- Давайте вспомним, что для жизни нужно дереву и вообще растениям? (ответы детей).

1. Почва – лучшая среда для растений

2. Вода

3. Свет

4. Тепло

- А теперь посмотрим, окружены ли наши деревья благоприятными для жизни условиями... (ответы детей).

«Из чего состоит почва под каждым из выбранных деревьев? »

Исследование № 3 «Что таит в себе плодородный слой земли?»

Делаем забор почвы под разными деревьями.

- Как вы думаете, из чего состоит почва? (ответы детей).

- Наберем немного почвы на ладонь и рассмотрим ее с помощью лупы. Что вы видите? (ответы детей).

- В почве много интересного: камешки, песчинки, комочки, травинки, веточки и даже дождевой червь! Отпустим его, не причинив ему вреда, главное правило исследователя: Помоги! Или, как минимум, не навреди!

- В пробирку с водой бросим немного почвы, перемешаем. Что произошло с водой? (ответы детей).

- Какие – то частицы всплыли, что-то растворилось, а что-то оказалось на дне. Соберем все, что всплыло на поверхность, и положим на салфетку. Подождем, пока в пробирке все осядет, вода станет прозрачнее. Что мы видим? (ответы детей).

Делаем вывод: плодородный слой почвы состоит из песка, мелких камней, глины, перегноя высохших растений, листьев, умерших животных и насекомых, смешанных между собой. Глина и песок в разных пропорциях смешиваются с перегноем, так получаются песчаные почвы (преобладание песка, цвет почвы светлый), глинистые почвы (цвет почвы бурый) или черноземные (преобладание перегноя), на которых растут разные растения.

Зарисовываем взятые для исследования образцы почвы из-под каждого дерева.

В почве есть воздух?

Исследование № 4 «Пузырьки»

- Что мы наблюдали еще, когда бросали почву в воду? (ответы детей).

- Пузырьки. Что это значит? (ответы детей).

Делаем вывод: оказывается, в почве есть воздух! Поэтому под землей могут жить живые существа.

В почве есть вода?

Исследование № 5 «Влажность плодородного слоя земли под выбранными деревьями»

- Но, для жизни живых существ, необходим не только воздух. Что еще нужно всему живому? (ответы детей).

- Конечно вода!

- Может быть, мы сможем невооруженным глазом определить, есть ли влага в наших образцах почвы? (ответы детей).

- Давайте возьмем наши образцы почвы, насыплем немного на ладони и пощупаем ее. Остается ли ощущение влаги на коже рук? (ответы детей).

- Проведем эксперимент (проводится с использованием спиртовки только взрослым). Чтобы узнать есть ли влага в почве, ее потребуется нагреть. Если она есть, то начнет испаряться, и зеркальце покажет нам, идет ли от почвы водяной пар.

- Итак, нагревая почву, держим над ней зеркальце. Посмотрите, что появляется на нем? (ответы детей).

- Проведите пальчиком по зеркалу, стало ли оно мокрым? Что это значит? (ответы детей).

Делаем вывод: вода при нагревании испаряется, превращается в пар. Из нагретой почвы вышел водяной пар, который конденсировался на зеркале, снова став капельками воды. Мы убедились, что в почве была вода!

Итог наших исследований: не спеша растут деревья, и всегда стоят на месте. Для жизни им нужно так немного: свет и тепло – чтобы ветви простирались к солнцу, плодородная почва, из которой корни добывают воду, в которой растворены минеральные вещества. Это то, что всем дается даром, то, чего искать не надо, поэтому деревьям не обязательно передвигаться.

Новое знание: Открою вам тайну! В далекой от нас стране – Эквадоре, в заповеднике «Сумако», существуют леса с ходячими деревьями. Они ходят! Как только в одном месте условия ухудшаются (почва становится сильно истощенной и мало достаётся солнечного света для фотосинтеза из-за затенения другими деревьями), так тонкие отростки корней начинают поиск лучших условий, и тут же начинают расти под почвой в данном направлении. При этом постепенно вытягиваются, сохнут и отмирают корни сзади. Таким образом, за время своей жизни дерево может «перейти» в поисках лучших условия для себя на сотни метров!

III. «Чем питаются деревья?»

Исследование № 1«Где дерево берет продукты питания?»

- Из каких основных частей состоит дерево? (ответы детей).

- Листья, их значение в жизни растений? (ответы детей).

- Листья — это фабрика питательных веществ, для всего растения. В листьях идет процесс наращивания зеленых клеток – хлорофиллов, под воздействием солнечных лучей.

- Рассмотрим пластину листа с помощью портативного микроскопа. Что мы видим? (ответы детей).

- Зеленое вещество в листьях – хлорофилл, формируется под воздействием света и тепла. Лист с помощью устьиц, всасывает углекислый газ из воздуха, и в процессе его переработки, в воздух выделяется кислород, а в листьях остается углерод. Углерод соединяется с водой и растворенными в ней минеральными солями, поступившими из корней, и получается питательный раствор, движущийся по сосудам и капиллярам дерева, расположенным в коре, которым и питается дерево. Ветки поднимают листья к солнцу.

- Ребята, как вы думаете, почему говорят, что растения растут ночью?

Исследование № 2 Моделирование и зарисовка «Молекулы углекислого газа и их распад на молекулы кислорода и углерода»

- Корни, для чего они дереву? (ответы детей).

- Корни, удерживают растение в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы, переправляя к веточкам и листьям по сосудам ствола.

Делаем вывод: Дерево питают корни и листья. Корни всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами, а зеленые клетки листьев перерабатывают углекислый газ с помощью воды, превращая его в кислород, которым мы дышим и в питательные для дерева вещества.

IV. Зависит ли высота дерева от длинны корня?

Исследование № 1 «Зачем нужны корни растениям?»

(Предположения и ответы детей)

Делаем выводы:

  • Основные корни фиксируют растение в земле и добывают для него питание.

  • Дополнительные «воздушные» корни, также выполняют роль своеобразных зацепок.

  • Корни участвуют в процессах размножения растений.

Исследование № 2 «Виды корней и типы корневых систем»

- Корневая система не зря называется «системой»: помимо зачатка корня (ствола) есть боковые — на несколько порядков ветвления. У одних деревьев они занимают основной объем и распространяются вширь, у других — уходят на глубину. В ботанике есть два типа корневых систем: стержневая и мочковатая.

  • Стержневая имеет выраженный главный корень, который может проникать на большую глубину.

  • Мочковатая состоит из придаточных корней, главный корень отмирает на начальных этапах жизни растения.

- По признаку глубины распространения корней, выделяют такие виды корневых систем, как поверхностные и глубокие.

- Посмотрите, видно ли на поверхности земли корни деревьев (выбрать два-три дерева)? (ответы детей).

- Корневая система деревьев может быть стержневой, глубокой, ее еще называют якорной, например, у сосны или дуба, уходящая в глубокие слои почвы. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

- И мочковатой, поверхностной. как у ели, где основная масса корней располагается в верхнем слое почвы.

- Как вы думаете, от чего зависит расположение и длина корней деревьев? (ответы детей).

Делаем вывод:

- Длина корня и его строение зависит от места произрастания дерева. Например, ель растет в сыром грунте, и корни ее находят достаточно влаги близ поверхности почвы, располагаясь веером. А, дуб и сосна, имеют мощный корень, уходящий в глубь почвы, так называемый якорь. Давайте предположим почему? (ответы детей).

Но, как вы думаете. при сильном порыве ветра ель может упасть? Почему? (ответы детей).

- Сможет ли самый сильный ветер вырвать дуб вместе с корнем из почвы? Почему? (ответы детей).

- Пользуясь Интернетом, давайте найдем у каких деревьев мочковатая корневая система!

Создание альбома из фото и рисунков «Виды корневых систем деревьев».

Исследование № 3 «Как можно самостоятельно определить вид корневой системы дерева?»

(Предположения детей)

- Чтобы понять расположение корней дерева под землей нужно провести "разведку щупом". Для этого к деревянной палке, например, к черенку лопаты, нужно привязать прочный и острый металлический штырь длинной, около сорока сантиметров. Землю вокруг основания корня пролить водой, затем вонзая штырь в землю, появляется возможность определить расположение корней, примерное количество и их прочность.

- Но, возникает вопрос, если опасность повреждения корня и причинения вреда дереву таким способом исследования корневой системы? (ответы детей)

- Если корень дерева поврежден, ему нужно использовать большое количество питательных веществ, которые нужны ему для роста и развития, на то, чтобы «заживить» рану. Ведь ранение корня служит угрозой гибели здорового дерева, через раны проникают плесень, грибки и жучки, которые поражают здоровую древесину.

Делаем вывод: определить расположение корней здорового дерева, их примерное количество и прочность с помощью металлического щупа мы не можем, так как это может привести к его гибели. Этот метод можно применять только при выкорчёвывании старых пней.

Исследование № 4 «Зависит ли длина корня от характера и плодородия почвы?»

- Корни могут располагаться горизонтально, выступая над поверхностью земли, и вертикально, уходя глубоко под землю. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

- Огромное влияние на развитие корней имеет среда, в которой развивается растение, в первую очередь — плодородие и характер почвы. Как вы думаете, какие почвы считаются плодородными? (ответы детей)

Делаем вывод: плодородие почвы – способность обеспечивать растения питательными веществами, влагой. на плодородных почвах растения хорошо развиваются.

Исследование № 5 «Виды почв»

- Может кто-то скажет, какие виды почв существуют? (ответы детей)

- К основным видам почв относятся:

  • Глинистая и суглинистая

  • Песчаная и супесчаная

  • Известковая

  • Болотистая

- Но, в чистом виде они встречаются редко, в основном с преобладанием определенных характеристик.

- Обратимся к интернету, чтобы рассмотреть виды почв и зарисовать их в свои альбомы наблюдений.

- Вот теперь мы знаем какие виды почв бывают. Как нам определить, состав почвы и преобладающие в ней компоненты под деревьями, произрастающими на противоположных сторонах поляны, за которыми мы ведем наблюдение? (ответы детей)

- В этом мы сможем разобраться, решив экспериментальную задачу и проведя опыт.

Исследование № 6 Решение экспериментальной задачи «Дождь в лесу»

- Давайте предположим, что в лесу пролил сильный дождь. Но через короткое время, на одной поляне скоро вновь стало сухо, а на другой остались лужи и слякоть на более продолжительное время. Почему это произошло?

Выдвигаем гипотезу: состав почв на лесных полянах неодинаков, возможно присутствие разного количества компонентов почвы, влияющих на пропускную способность почвы (глина и песок).

В альбомы наблюдений зарисуем лесные полянки, обозначив символами воды ту, на которой вода задержалась. А символом солнца ту, на которой скоро стало сухо. Зарисуем предположения состава почвы на каждом участке леса: песок – прямоугольник с точками, глина – прямоугольник с горизонтальной штриховкой.

Исследование № 7 Опыт «Пропускная способность влаги трех веществ: глина, песок и гравий»

- Возьмем три одинаковые пробирки и вставим в них воронки, вложим в воронки водопроницаемую ткань, затем в одну насыплем – песок, в другие – глину и мелкий гравий. Нальем одинаковое количество воды и станем вести наблюдение, в какой воронке вода быстрее просочится в пробирку, а затем сделаем разное сочетание материалов.

Делаем вывод: песок быстро впитывает воду и отдает ее, пропуская через себя, гравий не впитывает воду, глина пропускает воду медленнее всех. Поэтому на поляне с песчаной почвой становится суше намного быстрее, чем на поляне с глинистой почвой. При смешении гравия с глиной проходимость воды уменьшается в несколько раз. Фиксируем в альбомах наблюдений, полученные опытным путем, результаты, подтверждая или опровергая свои предположения.

А теперь, мы можем взять образцы почвы под деревьями, произрастающими на противоположных сторонах поляны, провести исследование опытным путем и выяснить, какие компоненты в ней преобладают: песок или глина. Зафиксировав результаты исследований в альбоме.

Исследование № 8 «Зависит ли длина корня дерева от плотности горизонтальных слоев почвы?»

- Рост и развитие корневых систем деревьев зависит от:

  • наличия в почве органических питательных веществ в виде перегноя

  • от микрофлоры, которая воздействуют на физические свойства почвы (плотность, влагоемкость, теплопроводность, и т. д.)

  • от плотности горизонтальных слоев почвы

- Как вы думаете, на каких почвах корневая система деревьев развивается лучше? (Предположения детей)

- Лучше всего корневая система деревьев развивается на рыхлых проницаемых почвах, а глинистые и гравийные слои почвы — останавливают рост корней. Как вы считаете, почему? (Предположения детей)

- На плотных почвах рост корней замедляется. Что заставляет корни искать менее плотные и питательные слои почвы, выходя на поверхность почвы, огибая гравийный слой или охватывая целую глыбу камня. Так появляются ходульные корни или придаточные —корни, растущие вниз от стебля растения, выходящие на поверхность земли и служащие для его дополнительного укрепления на почве. У растений, живущих в зоне затопления, приливов, ходульные корни приподнимают растения над водой, а также выполняют дыхательную функцию.

Исследование № 9 Решение экспериментальной задачи «Благоприятный состав почвы для развития корневой системы»

- Три варианта состава горизонтальных слоев почвы, которые вы можете себе зарисовать. Как вы думаете какой состав почвы самый благоприятный для развития корневой системы?

- Сделайте зарисовку, предполагаемого развития корневой системы.

I вариант

1 слой – почва

2 слой – песок

3 слой – суглинок

4 слой – водоносный песок

5 слой суглинок

6 слой – песок

 

II вариант

1 слой – почва

2 слой – суглинок

3 слой – глина

4 слой – суглинок

5 слой – водоносный песок

6 слой – глина

 

III вариант

1 слой – почва

2 слой – суглинок

3 слой – глина

4 слой – гравийный слой

5 слой – глина

6 слой – водоносный песок

 

Делаем вывод: корневая система дерева будет развиваться лучше на

песчаной почве, а гравийные слои почвы — притупляют или останавливают рост корней.

Влажность почвы очень важна для растений, поскольку переувлажненная почва затрудняет дыхание и вызывает загнивание корней и в слишком сухих почвах корневая система развивается плохо. Корни удлиняются в поисках более плодородных и водоносных горизонтов и начинают более интенсивно ветвиться, чтобы увеличить площадь всасывания. Чем ниже пролегает плодородный и водоносный слой почвы, тем глубже уходит в почву корень, а значит становится длиннее.

Стремительность увеличения размеров подземной части дерева зависит от температуры почвы и ее насыщенности воздухом, а насыщенность почвы кислородом во многом зависит от плотности грунтового слоя.

И даже у маленького деревца корешки могут уходить глубоко-глубоко в землю в поисках воды и питательных веществ, превышая во много раз его высоту.

V. «С кем дружит дерево?»

Исследование № 1 «Как рождаются деревья?»

- Ребята, как вы думаете, как или с помощью чего размножаются деревья? (ответы детей).

- Черенками, корешками, отводками, семенами.

- Как вы думаете, кто распространяет семена растений? (ответы детей).

- Семена растений могут распространяться:

  • ветром (береза, клен)

  • водой (ольха)

  • животными (рябина)

  • саморазбрасыванием (горох, бешеный огурец)

Делаем вывод: Растения и деревья размножаются, благодаря способности их семян совершать дальние путешествия по воде, воздуху, путешествуя в желудках птиц и животных. И, после этого, вполне благополучно прорастать на новом месте.

Давайте рассмотрим с помощью интернета виды семян, их приспособления для размножения и зарисуем в альбомы наблюдений: крылышки, парашютики, хохолки, приспособления для плавания, сухие плоды с прищепками.

Исследование № 2 «Как путешествует семечко?»

- Как же растения переселяются на новые места? (ответы детей).

- Как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает? (ответы детей).

– Давайте рассмотрим колючие плоды каштана? На что похожи его колючки? (ответы детей).

- Крючки – зацепки. Для чего эти крючки растению? (ответы детей).

- Чтобы цепляться за каждого, кто проходит мимо куста: за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека. Таким образом, семена «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

– А помогают ли птицы расселению растений? (ответы детей).

- Зачем птица несет плоды? (ответы детей).

- Плоды и семена служат кормом для многих птиц. Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от растения - родителя. Семена путешествуют в желудках птиц на большие расстояния, так как они окружены крепкими толстыми оболочками - не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными.

- А как вы думаете, каким образом распространяются, например, плоды дуба? Ведь у них нет никаких крючков- зацепок. (ответы детей).

– Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают.

– Ой, смотрите, муравьи тащат семена! Как вы думаете, куда и зачем? (ответы детей).

– Эту лакомую пищу – семена, муравьи заготавливают впрок, так как они богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе некоторые растения.

– Ручей. Что несут воды ручья?(ответы детей).

- Это плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. А еще расселять растения помогают водоплавающие птицы. Стоит утке или другой птице поплескаться в пруду или в реке, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Делаем вывод: у растений существует много способов и «приспособлений» для распространения, при помощи которых их семена путешествуют по земле, воде и воздуху:

- крылья и хохолки-парашюты – эффективные приспособления семян растений для распространения ветром

- прочные косточки плодов, способны прорастать после длительного пребывания в желудке животного

- клейкая слизь и зацепки, при помощи которых семена распространяются, прицепившись к шерсти животных или одежде человека

- легкая водонепроницаемая оболочка, благодаря которой семена способны распространяться по воде,

Наиболее «дальние путешествия», растения совершают по воде и по воздуху. Друзьями растений являются животные, птицы, насекомые, ветер и вода!

Литература:

  1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92.

  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

  4. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

  6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Интернет источники:

  1. https://shkolazhizni.ru/plants/articles/76053/©Shkolazhizni.ru

2. http://vse-fakty.ru/interesnyye-fakty-o-prirode/147-rasprostraneniye-rasteniy

3. https://xnj1ahfl.xnp1ai/library/kak_rasteniya_rasselyayutsya_na_novie_mesta

_202624.html

4. http://potomy.ru/fauna/893.html

5. http://www.drovavoz.ru/korchevanie-derevev.html

6. https://www.houzz.ru/ideabooks/76387404/list/zri-v-koreny-kak-ustroeny-podzemnye-chasti-rasteniy

7. https://zles.ru/blog/nado-li-obrezat-sosny-2/

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (11.05.2018) | Автор: Улитина Анна Ивановна E
Просмотров: 98 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar