Главная » Статьи » Мои статьи

Дубовова О.В. Организация театрализованной деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО

" Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

В.А. Сухомлинский

Развитие ребёнка в различных видах деятельности стало основным целевым ориентиром современной дошкольной педагогики. Педагогам, работая по ФГОС дошкольного воспитания, необходимо организовывать так образовательный процесс, чтобы ребёнку было интересно, и чтобы он мог самостоятельно выбирать любой вид деятельности проявляя инициативу и любознательность. Изучая особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, мы прежде всего определили для себя методологическую основу: общение как условие деятельности человека (А. А. Леонтьев), определение и сущности коммуникативных умений (А А. Кидрон), развитие коммуникативной функции речи у дошкольников (B. C. Мухина), теория влияния театрализованной игры на развитие коммуникативных умений у дошкольников (Н. А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Фурмина). Основной целью нашей работы является развитие способностей детей дошкольного возраста и их социализация в обществе, усвоение детьми нравственных и социальных норм. Перед педагогами всегда стоит вопрос, как сделать так, чтобы нравственные нормы дети не только знали, но и исполняли? Нам стало интересно, каким образом театрализованная деятельность влияет на другие виды деятельности ребёнка-дошкольника? Например, как театрализованная деятельность влияет на игру. Мы считаем, что помогает формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной игры, происходит коррекция поведения детей. Театрализованные игры формируют умение общаться. Дети знакомятся с чувствами героев, осваивают способы поведения в различных ситуациях. А в познавательной сфере, театрализованная деятельность помогает развитию разносторонних представлений о действительности. Мы считаем, что театрализованная игра учит конструированию пространства, формирует интерес к конструкции. (оформление сцены, атрибутов). Театральная деятельность тесно связана с художественной литературой и фольклором. Она помогает развитию монологической и диалогической речи, обогащается, активизируется словарный запас. Дети учатся использовать образные выражения, сравнения, синонимы, антонимы. Театрализованная игра помогает развивать воображение, стимулируется создание художественного образа и формирует самостоятельность в творческой деятельности. Музыкальное развитие так же непосредственно связано с театрализованной деятельностью. С помощью музыки дети выразительнее исполняют свои роли. Театрализованная игра помогает освоить основные виды движения в образном исполнении, а также способствует развитию общей и мелкой моторики (язык жестов). Исходя из всего этого, можно заметить, что театральная деятельность не только присутствует во всех видах деятельности, но и стимулирует творческую, поисковую активность и самостоятельность, что соответствует целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Мы считаем, что погрузить дошкольников сразу в театральную деятельность невозможно. К ней необходимо развивать устойчивый интерес детей через игру, создавая необходимые условия.

Виды игр, способствующие развитию интереса театрализованной деятельности:

- подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «У медведя во бору», т.е игры, в которых обыгрывается образ;

- дидактические игры: «Изобрази животного», «Назови героя сказки» и т.п.;

- сюжетно-ролевые игры: «Мы пошли в театр», «Путешествие в лес», «В гостях у бабушки» и др.;

- образные игры: «Мы - летчики», «Мамины помощники», «Пожарные на учении» и т.д.;

режиссёрские игры: ребёнок придумывает правила игры и сам их выполняет;

- игры- драматизации: «Теремок», «Репка» «Заюшкина избушка» и т.д.

Театрализованная игра – это игра по мотивам сказки. Такие игры появляются в средней возрастной группе, если дети к этому подготовлены. Из своего опыта, могу сказать, что в средней группе мы драматизировали сказку «Айболит». Очень важным условием является то, чтобы детям понравилась сказка, и чтобы в ней было много ролей. Например, в очередной драматизации сказки «Муха-Цокотуха» дети самостоятельно придумывали реплики, изображая гостей Мухи-именинницы.

Список произведений для театрализованной игры по возрастам:

- средняя группа: «Курочка- Ряба», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка»;

- старшая группа: «Волк и коза» «Сказка о глупом мышонке», «Золушка» «Дюймовочка», «Заяц - хваста»;

- подготовительная группа: «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят».

Детьми осваиваются разнообразные социальные нормы на примерах поведения театральных героев. К примеру, правила личной гигиены, т.е аккуратность и чистоту, мы прививаем в том числе и посредством художественной литературы. В раннем возрасте это потешки: «Водичка, водичка – умой моё личико», «Расти коса до пояса»; среднему возрасту уже по силам сказки и стихи «Маша-растеряша», а затем «Мойдодыр»; в старшем дошкольном возрасте это - «Федорино горе», «Что такое хорошо- что такое плохо», «Девочка-чумазая» и т.п.

А такая нравственная норма как доброта осваивается детьми через театрализацию сказок «Гуси-лебеди», «Иван царевич и Серый Волк» «Три поросенка», «Дюймочка», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Дружелюбию детей учат такие сказки, как «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Бременские музыканты», «Теремок».

Сегодня одной из актуальных социальных норм для общества стала норма бережного отношения к природе, и 2017 год объявлен годом экологии. «Береги природу и помоги ей»этот лозунг как социальная норма стала интересна и нашим маленьким воспитанникам. По этой теме мы написали авторскую сказку «Как зайка поссорился с речкой», а наши дети разыграли её. Прививая детям нормы поведения, мы напоминаем им в зависимости от ситуации про героев сказок: «Твоё поведение, Вася, мне напоминает Федору», «Ты как Серый Волк из сказки про Ивана-царевича, пришёл на выручку своему товарищу». Иногда при организации игры некоторые дети не хотят брать на себя роль отрицательных героев, так как все дети желают быть хорошими, добрыми, положительными. И здесь мы стараемся объяснить им, что плох не герой, а плохи его поступки. Для того, чтобы это объяснить, используем сказки, где герой совершает разные поступки, как плохие, так и хорошие.

Для формирования доброты мы используем противоположность поведения героев сказки. Например, Волк в сказке «Красная шапочка» злой и коварный, а в сказке «Иван Царевич и Серый волк» добрый и отзывчивый. Очень часто используем в своей группе пересказ сказок на новый лад. Например, Баба Яга в сказках - страшный персонаж, а вот в сказке «Летучий корабль» Бабки Ёжки весёлые и озорные. Просмотрев этот фильм, мы с детьми разучили зажигательный танец бабок Ёжек. Для создания театрального образа в своей работе мы применяем различные приёмы.

  1. Работа над выразительностью речи героя:
  • выбор героя;
  • подготовка фразы, которая должна быть понятной и небольшой, чаще всего не более 2- 3 слов, для каждого героя нужно подобрать свою фразу. (Игра «Фразы героев»: волк - «козлятушки - ребятушки»; лиса- «спой песенку мне»; мышка - «нет-твой голос не хорош». А после проигрывания происходит обмен фразами.)
  1. Работа над выразительностью движений.

Читаем фразу и показываем жестами движения (мишка по лесу идет, зайка скачет на полянке, лиса крадётся к курятнику. Затем меняем героев и необходимо отгадать: кто скачет? кто идёт? кто крадётся?)

  1. Работа по мимическим этюдам.

Задание «Я в образе клоуна». Предлагаю детям взять зеркало в руки и изобразить весёлого клоуна, затем грустного, сердитого, обиженного, усталого. Дети очень любят смотреть на себя в зеркало.

  1. Игры-драматизации. Подбираю сказку для данного возраста или пишу авторскую сказку. Затем читаю её детям, важно чтобы понравилась. Далее проходит разбор поведение героев сказки, определяем характер героев и социальную норму, т.е. мораль сказки. Затем дети выбирают себе роли по желанию и возникает проблема - не хватает ролей для всех желающих. Вместе с детьми придумываем дополнительные роли, т.е дорабатываем совместный сценарий. Вот пример одной из таких доработок.

«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый Волк.

- Куда ты идешь, Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.»

Сколько же героев в сказке? А можно ли привлечь к драматизации этой сказки больше детей? Какие роли мы дадим им, тогда? (Дети дают варианты: «Деревья, цветы, птицы в лесу, грибы, ягоды, избушка, солнце»). И начинаем придумывать реплики для героев. Уточняем с детьми, какие нужны атрибуты к сказке. Совместно с детьми и их родителями изготавливаем атрибуты и костюмы.

  1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Перевирание сказки. Сказка, но по-новому. Эксперименты в сказках. Цветные сказки. Подробно эти методы описаны Л.Б. Фесюковой.
  2. Моделирование сказок. Сказки с новым концом. Сказка с середины. Частица «не» и новая сказка. Сказки к волшебным рисункам. По следам к сказке. От точек к сказкам. Сказка от пословицы. Имя и сказка. Сказки про самого себя.

В каждой театральной игре ребёнок осваивает определённую социальную норму. Мы играем с детьми в игру «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Я называю сказку, а дети называют то, чему она учит. Например, «Репка» - помощь, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» -послушание, «Иван Царевич и Серый волк» – дружба, «Гуси-лебеди» -послушание и помощь, «Мойдодыр» – чистота и опрятность, «Айболит» - помощь и доброта, «Лиса, заяц и петух» - помощь и дружба, «Царевна-лягушка» - послушание и трудолюбие, «Теремок» - дружелюбие, «Сказка о попе и его работнике Балде» – справедливость.

Роль театрализованной деятельности у дошкольников в формировании и освоении нравственных норм велика и неоспорима, ведь дети становятся участниками разнообразных жизненных ситуаций, осваивают социальные роли, преодолевают трудности в общении и получают огромный социальный опыт.

Литература

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва. Творческий центр Сфера, 2003.

2. Бабаева Т. И., Михайлова З. С. Игра и дошкольник. С: Петербург Издательство Детство Пресс, 2004.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в деке ком саду. Москва. Издательство Просвещение, 1974.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1967

5. Горшкова Е. В. О говорящих движениях и чудесных превращениях. Москва. Дрофа, 2007.

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996.

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (16.01.2018) | Автор: Дубовова О. В., воспитатель
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar