Главная » Статьи » Мои статьи

Яковенко А.А. Квест как способ активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Квест или, по-другому, приключенческая игра – это игра-поиск, которая требует от участников решения определённых задач как умственных, так и физических. Герои такой игры следуют по намеченному сюжету, намеченная сюжетная линия может быть определенной или же иметь различное количество исходов, все зависит от действий участников игры.

Родоначальником квестов в реальности стали виртуальные, т.е. компьютерные игры-квесты, в которых действующему лицу приходилось сталкиваться с решением головоломок, чтобы компьютерный герой достиг поставленной цели и дошел до определенного уровня. В отличии от компьютерных игр «реальные» квесты стоят у истоков своего развития. Впервые попытку перенести виртуальный квест в реальную жизнь, предприняли в странах Азии в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты в реальности являются молодым, но достаточно популярным нововведением, уверенно набирающим обороты. Такое стремительное развитие данного направления говорит о его востребованности и возможности широкого применения среди людей разного возраста [1].

Проведение реформ в сфере образования и модернизация общества вносит большие изменения в организацию образовательного процесса. Педагоги ищут новые формы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками и их родителями. В связи с введением новых государственных стандартов для дошкольного образования взаимодействие между участниками образовательного процесса, должно быть направленно на развитие каждого ребенка, сохранение уникальности его личности, а также на создание условий для раскрытия его индивидуальных способностей [4].

Играя, дети испытывают положительные эмоции, активно участвуют в деятельности, ведь игра для ребенка является наиболее привлекательной формой познания мира. Квест-технологии имеют большие образовательные возможности, так появилось такое понятие как образовательный квест. Задачи, которые решает образовательный квест очень разнообразны. Квесты могут проходить как в помещении, так и на открытом воздухе, охватывая все окружающее пространство [3].

При планировании и подготовке квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы [1]

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая поможет начинающему организатору распланировать свои действия и не упустить значимые этапы проведения квест-игры [1]

Приступая к разработке квеста важно продумать цели и задачи, которые необходимо решить. После определения целей следует приступить к построению сюжетной линии игры и выбору ролей для участников. Очень важно тщательно проработать задания с учетом индивидуальных особенностей детей, обговорить порядок действий и правила игры. Подходя к завершающему этапу, важно не забыть о поощрении, подведении итогов и рефлексии.

Для того чтобы побудить ребенка на любой вид деятельности необходимо его заинтересовать. Сюжет придуманный в квесте поможет замотивировать ребенка на какое-либо действие. Как игровой, так и образовательный квест должен иметь интересный сюжет, сюрпризный момент, включать различного рода игровые ситуации [2]. Один из таких захватывающих сюжетов была история капитана Флинта и его пиратов. Проведенный мною игровой квест имел следующий сюжет: капитан пиратов, злобный Флинт похитил троих детей старшей группы и оставил записку с подсказкой, где их искать, с просьбой следовать по стрелочкам, оставленным на полу. Ребята отправились по стрелочкам на поиски своих друзей; по дороге они находили новые записки от пирата, в которых необходимо было разгадать загадки, проявить себя творчески, показать на что способны физически. Пройдя все испытания, ребята пришли в то место, где прятался пират и наши ребята. Пират, когда его обнаружили, попытался похитить и воспитателя. Дети смогли прогнать злодея и выручить своих друзей. Посмотрев на записки, ребята поняли, что с обратной стороны была нарисована карта сокровищ, по ней они смогли найти зарытый клад и полакомились сокровищами пирата-сладкоежки.

Сюжет образовательного квеста должен стать не менее интересным. Дети очень любят сказки, в которых добро побеждает зло, когда отрицательные герои меняются в лучшую сторону. Для проведения организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений было решено пригласить отрицательного героя по имени Дюдюка, которую дети знают по мультфильмам с ее участием. А все проделки Дюдюки спрятать в квест-игре, где детям необходимо было следовать по подсказкам «вредной злюки», чтобы спасти цифры, которые она украла и спрятала. Чтобы получить задание необходимо было расшифровать подсказки Дюдюки. Дети искали вещи в группе, которые напоминали им цифры; узнали, что Дюдюка зашифровала в графическом диктанте, сколько отличий нарисовала на картинке; показали свои знания во временных отношениях, научили Дюдюку названиям дней недели; проявили свои физические умения.

Квест-технологии уместно применить и в режимных моментах, например, для того чтобы отгадать название сказки, которую будем читать перед сном. Для этого детям дается определенное задание, решив которое дети получат определенный шифр или код от сейфа, в котором спрятали нашу книгу, если код подобран правильно, значит, замочек откроется.

Квест - это игра, в которой одновременно развиваются интеллектуальные, творческие и физические способности, а также воображение и фантазия, где важно проявить наблюдательность, находчивость и сообразительность. Такая игра становится тренировкой для памяти и внимания, помогает развитию аналитических способностей и формированию коммуникативных навыков. Участники договариваются друг с другом, учатся распределять обязанности и роли, действовать сообща, сопереживать друг другу, помогать в трудной ситуации.

Главная ценность организации такого вида игровой детской деятельности в последовательном решении цепочки заданий, что является эффективным способом повышения мотивации к познанию и исследованию. Проявив креативность и подготовив игру заранее, вы максимально заинтересуете участников игры в решении нужных вам образовательных задач.

 

Список литературы:

  1. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. –2015.–№1-2;URL:https://www.science education.ru/ru/article/view?id=20247
  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. – С. 9-12.
Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (17.01.2018) | Автор: Яковенко А. А., воспитатель
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar