Главная » Статьи » Мои статьи

Смольникова С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в дошкольном образовании в связи с реализацией ФГОС ДО очень активно происходит поиск инновационных подходов к проектированию образовательной деятельности с учетом целевых ориентиров. Проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий в условиях реализации инновационной модели – одна из самых сложных в реализации целевых ориентиров ФГОС ДО, ведь необходимо найти новые подходы, выбрать современные средства и методы. ФГОС ДО п.4.7. целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Активность мы считаем является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности, поэтому поддержка детской инициативы и развитие любознательности одно из важных направлений в образовательных инновациях. Наш детский сад стал региональной инновационной площадкой по построению модели «Детский сад – сад детских инициатив». Организационная модель детского сада предусматривает проведение разнообразных культурных практик в разновозрастном сообществе детей дошкольного возраста. Культурные практики проходят у нас вместо традиционных занятий, и они не имеют жестких ограничений по времени, пока ребенок проявляет интерес и продолжает быть инициативным практика продолжается. Очень важным и необходимым условием для организации любой культурной практики направленной на формирование познавательной инициативы является создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. Что же мы понимаем под предпосылками учебной деятельности? А это прежде всего:

1. Воспринимать цель деятельности как самостоятельную;

2. Умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

3. Умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их;

4. Сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности;

5. Развитие произвольности, управляемости поведения.

Работая в разновозрастном сообществе детей и с непостоянным составом очень важной задачей для меня становится формирование у детей произвольности поведения, а значит и развитие волевой сферы. Таким образом, формирование предпосылок учебной деятельности в таких группах происходит проблемно из-за слабости познавательных интересов, недостаточного развития волевой сферы (произвольности в управлении поведением), нарушения взаимодействия с окружающими людьми. Для решения вышеперечисленных проблем при организации культурных практик мне необходимы были помощники. Самым главным и безотказным моим помощников стал компьютер или ИКТ технологии. На всех культурных практиках для сформированность личностного (мотивационного) компонента деятельности мы использовали интерактивного героя.

Робот Чип был создан в рамках проекта «Новый год» Интерактивный герой, который участвует с детьми в реальной ситуации не только мотивирует детей, но и способствует развитию познавательных процессов и самостоятельному получению новых знаний. Интерактивный герой - робот Чип, которого мы создали по аналогии из игры «SIMS» он стал помощником не только Деда Мороза, но и ребят. Запись звука и команд выполнения заданий мы сделали в программе «изменитель голоса», звукозапись редактировалась в программе Movie Majker. Робот стал для детей главным стимулом к деятельности, он разговаривал с ребятами, давал им рекомендации по выполнению разных заданий, оценивал правильность их выполнения. Робот Чип работал с детьми на протяжении освоения всей темы «Новый год». Чип стал любимым другом и помощником не только для меня.

Для детей младшего дошкольного возраста мы создали интерактивный образ сказочницы Пелагеи, где воспитатель в роли сказочного персонажа рассказывает детям потешки, заклички с экрана монитора, а дети вступают в диалог и продолжают знакомые заклички. Подбираем речевой материал для малышей, а затем снимаем и монтируем видеосюжет с игровым персонажем. Параллельно с показом, ранее заготовленного видеосюжета ведётся культурная практика. Дети совместно с воспитателем проговаривают звуки, слова, отвечают на вопросы сказочной гостьи и помогают ей, если она что-то забыла. Используя эту методику, больше внимания уделяется   непосредственно детям, так как используются готовые заготовки диалоговых ситуации. При использовании технологии учебного диалога с экранным героем дети сразу начинают общаться, всё для них интересно и необычно. Они с огромным интересом беседуют с экранным образом, стараются ему подражать, выполняют его задания.  Изменяются коммуникативные установки, даже самые необщительные дети активно вступают в диалог не только с героем, но и между собой. У воспитателя появляется больше возможностей поработать с детьми индивидуально в ходе практики над решением поставленных задач. Действие становится занимательным, ведь общение с интерактивным героем — это не просто игра — это реальность. Ребёнок клеит, мастерит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения конструкторские или речевые решения и в то же время общается с виртуальным героем. Интерактивные герои формируют у детей умение осуществлять контроль за способом выполнения своих действий и оценивать их .

Неоценимую роль в развитие произвольности, управляемости поведения играют интерактивные игры. Интерактивная игра, разработанная в программе PowerPoint с различной анимацией, в рамках проекта ко дню защиты животных, была подготовлена игра «Поможем косуле перезимовать зиму!» В ходе игры участники считали сколько сена надо косуле на зиму, сколько мешков зерна, а также узнали, что случится, если не будет корма для косуль, где и в каких местах живет косуля, какой звук издаёт, когда зовет своего малыша и многое другое. Смысл таких интерактивных игр заключается в «проживании» детьми противоречивой ситуации, в столкновении противоположных версий и их обосновании, например, интерактивная игра «Путешествие в прошлое» разработана в программе PowerPoint где с помощью макросов и триггеров, когда объекты слайдов двигаются. На слайде изображен современный поселок, а надо попасть в прошлое этого поселка. Дети убирают объекты современной инфраструктуры, при каждом нажатии объект исчезает, и все погружаются в прошлую жизнь нашего посёлка, дети увидели, как жили в старину предки и сделали для себя открытие, что магазина чтобы купить хлеб нет, как и где достать хлеб? Участники учатся в ходе игрового сюжета выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности. Надо достать хлеб – как, где? К продуктивной деятельности дети приступают сами, они ищут самостоятельно путь решения проблемы. Такие игры по разным темам мы создаем сами или используем готовые.

 Мы рассматриваем ИКТ как мотив к познавательной деятельности и формирования способности действовать по внутреннему побуждению, что помогает нам добиваться на практике произвольности поведения и умения самостоятельно ставить и решать учебные задачи.

Список литературы

1.Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / под ред. Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г.

2. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс , 2010. - 315 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 61-64.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (21.03.2018) | Автор: Смольникова С.В., воспитатель E
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar