Главная » Статьи » Мои статьи

Шадрина Н.С. Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста

Современные психологи и педагоги считают, что проблема мотивации в психологии продолжает оставаться фундаментальной. Учебная мотивация учения определяется лишь как вид мотивации. Учебный мотив – это направленность обучающегося на работу с познаваемым объектом, на отношения с другим людьми, на усвоение способов получения знаний и формирование сотрудничества и взаимодействия. Современные педагоги столкнулись с проблемой в дошкольном образовании – «потеря живости», притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к знаниям. Сегодняшние дети очень сильно отличаются от своих сверстников 10-15 лет назад. Они более информированные, так как каждый день дети получают новую информацию из просмотра мультфильмов таких как «Фиксики», «Даша следопыт», «Уроки тетушки совы», «Лунтик» и т.п. Все мы знаем, что дети очень любят пересматривать одни и те же мультфильмы по многу раз в день, тем самым закрепляя полученные знания. Для детей визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть более значимую роль, это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания.

В дошкольном возрасте самым важным личностным механизмом, формирующимся в этот период, считается соподчинение мотивов, когда несколько желаний возникают одновременно, ребенок оказывается в почти неразрешимой для него ситуации выбора. А для педагогов важно формирование у дошкольников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Поэтому мы считаем, что очень важно выбрать те методы и приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей группы.

В возрастной педагогике чаще применяется деятельностный подход к мотивации ребёнка дошкольного возраста: ребенок развивается в игре, значит, мотивация должна быть игровой. Психологи советуют, что в раннем возрасте игровой мотив должен носить предметно-манипулируемый характер, в среднем возрасте – ролевой характер (введение персонажа). Этот персонаж не должен забываться на протяжении всего занятия, в старшем дошкольном возрасте игровой мотив должен выполнять сюжетно-ролевые действия (сюжет: письма, карты, эксперименты, путешествия, поиск чего-либо). Но очень часто бывает, что приемы, выбранные воспитателями по данной схеме, не работают. Иногда даже старших дошкольников привлекает не сюжет, не карта, которую привез Буратино, а машина на которой он приехал. Какие приемы мотивации подобрать если ребёнку не интересен тот вид деятельности, который предлагает воспитатель, если он выбирает манипуляцию с предметами или любимое занятие.

Для определения наиболее эффективных приемов мотивации детей дошкольного возраста необходимо вспомнить схему психологической структуры личности. Если рассмотреть мотивацию дошкольника с учетом структуры личности, то мотивация должна быть направлена на формирование психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), психических образований (знания, навыки, умения, привычки) и на развитие психических свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). Такой подход в педагогике называется личностно-ориентированным. Личностно-ориентированный подход предполагает хорошее знание воспитателем способностей своих воспитанников (интеллектуальные, познавательные, исследовательские, коммуникативные, физические, творческие), как сформированы их умения (трудовые, самообслуживание, коммуникативные, речевые) и какие у них привычки (личностные, нравственные, социальные).

Дошкольный возраст – это период активного формирования мотивационной сферы, период интенсивного наполнения потребностей новым содержанием, Освоение новых видов деятельности или предпосылок к ним. И вполне естественно, что всё многообразие потребностей человека не может быть замкнуто на учебную деятельность.

Исходя из выше изложенного, выделим личностные мотивы, которые свойственны детям дошкольного возраста: «я сам», «помоги мне», «я первый», «мне интересно», «я люблю», «я хочу», «я - помощник». «я - большой», «я - старший», «я - капитан», «я и мои друзья», «мы вместе» и тому подобное.

Рассмотрим проблемную ситуацию, которая возникла в средней группе детского сада.

На занятие в групповую комнату после стука в дверь вносится кукла Катя. Поздоровавшись с детьми, она говорит, что очень любит баранки, и просит приготовить их. Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они угостить куклу, и получив утвердительный ответ, ставит ее на стол и показывал детям прием лепки. 17 детей приступили к лепке баранок, а пять детей отказались лепить баранки для куклы Кати.

Вот несколько причин почему дети отказались выполнять задание.

  1. Игровой персонаж неинтересен детям.
  2. У детей не сформирована социально коммуникативная компетенция, у них преобладает мотив «самоутверждения».

Вывод: мотив не соответствует личностным особенностям детей. Выход. У каждого ребёнка своя игрушка, которую он угощает, выбор игрушки ребёнок делает самостоятельно.

Ситуация в старшей группе.

На занятие по исследовательской деятельности воспитатель предлагает детям исследовать лед, у каждого ребенка свой набор для исследования дети дают характеристику льду какой он? (холодный, мокрый, прозрачный и т.д.). Воспитатель задает вопрос их чего состоит лед? Получив ответ, он предлагает детям выполнить задание. Как растворить лед и превратить его в воду? Дети выполняют действия за воспитателем и жду дальнейших указаний, но кто-то работает быстро, а кто-то лед грызёт, кто-то толкает лед за шиворот соседу.

Причины непослушания детей:

  1. В ходе исследования не учтены индивидуальные особенности характера и темперамента некоторых детей;
  2. У некоторых детей преобладает мотив «самоутверждения».

Вывод: мотив не соответствует личностным особенностям детей.

Выход. Дать детям задание – кто быстрее растворит лёд. Можно использовать любой способ, воспитатель соревнуется вместе с детьми и выигрывает. Как и каким способом? Воспитатель показывает новый способ, он опускает лед в сосуд с горячей водой.

Ситуация в старшей группе.

Утром по окончанию приема детей воспитатель проводит утреннюю зарядку при этом использует ИТК, звучит зажигательная музыка на экране появляются различные персонажи, которые показывают элементы утренней зарядки основная масса детей с удовольствием двигается под ритмичную музыку. Но есть ребенок, который сидит на стульчике и не хочет выполнять зарядку.

Причина невыполнения: не учтены интересы ребёнка, для проявления инициативы.

  • Зная, что в группе есть некий ребенок Р., который не делает утреннюю зарядку, но очень сильно любит волков, можно заранее подготовится. Перед началом утреней зарядки воспитатель показывает детям рожки козлят и маску волка, после того как дети заинтересовались увиденным, воспитатель предлагает им сделать утреннюю зарядку и сыграть в роли козлят, а роль волка отдать Р. Получив утвердительный ответ, дети начинают разбирать рожки. Р. примеряет маску волка, а воспитатель одевает маску козы, тем самым занимает позицию ребенка и все вмести делают утреннюю зарядку.

Ситуация в средней группе.

  • занятие по аппликации воспитатель детям показал вырезанную из бумаги птичку. Птичка плакала потому что ей негде было жить. Воспитатель приложил ребятам построить домик для птички, показал, как это нужно делать и раздал раздаточный материал для изготовления домика. Большая часть детей приступила к выполнению задания, а 4 ребенка не захотели делать домик для птички.

Вот несколько причин почему дети отказались выполнять задание.

  1. Игровой персонаж неэмоционален.
  2. О помощи просит незнакомый и неодушевлённый объект.
  3. У детей не сформирована социально коммуникативная компетенция взаимопомощи.

Выход. В начале занятия, воспитатель рассказывает, что наступила зима и некоторые птички не успели улететь на юг, а остались зимовать с нами.

У нас зимой холодно, а у птичек нет домика они могут замерзнуть. Они все прилетели к нам в группу, и попросили меня изготовить им домики. Но их так много, что я одна не смогу для всех изготовить домики и птичкам придется жить на улице. Птиц на улице подстерегает голодная лиса, которая хочет их съесть, что мне делать? Ребята вы мне поможете?

  • согласие детей, воспитатель каждому ребенку раздает птичку, которую они должны пожалеть и согреть в руках. После этого воспитатель показывает, как нужно изготавливать домик. И все дети приступают к выполнению задания, каждый делает домик для своей птички и помогает воспитателю.

Ситуация в подготовительной группе.

Дети ссорятся в группе не могут договорится. На занятия к детям пришли два жадных медвежонка Мишутка и Степашка, которые не могли поделить яблоко. Как медвежатам помочь помириться? Как исправить ситуацию Ваши предложения?

  • Ввести эффект неожиданности.

На крики сорящихся медвежат прибежал зайчик. Зайка спросил медвежат о том почему это они ссорятся. Медвежата рассказали, что у них есть одно яблоко которое они не могут поделить. Зайка сказал, что это не беда нужно устроить соревнование. Зайка предлагает положить яблоко под дерево, и кто первым добежит до дерева тот и получает яблоко. Заяц, и медвежата побежали до дерева, первым прибежал зайка и съел яблоко, а медвежатам ничего не оставалось делать как помирится.

Мотивируя детей дошкольного возраста важно помнить, что относить к ребёнку нужно как к личности, поэтому любой мотив должен быть личностностным, спрашивайте у ребенка разрешения заняться с ним общим делом, действуйте параллельно с ребенком, знакомьте его со своими планами, целями, способами их достижения. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром является одной из целей дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Валявко С.М. Сравнительно-сопоставительный анализ развития мотивационной сферы старших дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития //Системная психология. – 2014. – № 4 (12). – С. 65–73.

3. Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006.

4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академ. проект, 2005.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – 2-е изд. доп., испр. и перераб. – М: Логос, 2002. – С. 217–232.

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (16.01.2018) | Автор: Шадрина Наталья Сергеевна
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar