Главная » Статьи » Мои статьи

Улитина А.И.Формирование познавательной инициативы и любознательности в разновозрастном сообществе детей в процессе исследовательской деятельности

В настоящее время в дошкольном образовании в связи с реализацией ФГОС ДО очень активно происходит поиск инновационных подходов к проектированию образовательной деятельности с учетом целевых ориентиров. Именно поэтому мы считаем, что поддержка детской инициативы и развитие любознательности одно из важных направлений в образовательных инновациях. Наш детский сад стал региональной инновационной площадкой по построению модели «Детский сад – сад детских инициатив». Организационная модель детского сада предусматривает проведение разнообразных культурных практик в разновозрастном сообществе старшего дошкольного возраста. Мною проходятся культурные практики в исследовательском центре по естественно-научному направлению. Поэтому одной из организационных задач для меня выступает задача по объединению интересов детей разновозрастного сообщества. Практика показывает, что объединить интересы детей и взрослого помогают совместные развлечения, увлечения или игры, например, компьютерные, в которых игрокам приходится решать головоломки вместе, преодолевать препятствия, чтобы дойти до финиша. Только эти задания выполняются в виртуальном мире, но, если провести «реальный» квест то путешествие становится ещё более эмоциональным и захватывающим.

Так что же такое «квест» или квест-технология в образовательной деятельности? Понятие «квест» обозначает игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Квест-технология, или образовательный квест, пользуется популярностью у детей, дает заряд положительных эмоций и активно включает их в деятельность, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

В своей практике я использую линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую) и штурмовые (с помощью подсказок участник сам выбирает способ решения задачи) квесты. Используя квест-технологию в своей работе, развиваю у воспитанников ряд компетентностей: самообучение, работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль), умение находить несколько способов решения одной проблемной ситуации, обосновывать свой выбор, формируется потребность детей добывать знания, умело используя разнообразные информационные источники: энциклопедии, размещенные ресурсы в Интернете.

Проводиться квесты могут в самых разных местах: в здании ДОУ: в группе, в музыкальном или физкультурном зале, в музее; на природе: на прилегающей территории ДОУ, на территории «Хреновского конного завода», который находится рядом с нашим детским садом. Особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности. Суть квест- технологии — проведение образовательной познавательно – исследовательской деятельности в развлекательных мероприятиях, представляющих собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. В этом приключенческом сюжете в процессе игры с участием сказочных или мультипликационных героев, дети принимают очень активное участие, и охотно примеряют на себя роли «искателей» и «исследователей».

Рассмотрим эти позиции на примере исследовательской квест – игры «В гости к Водяному». В процессе поиска дороги в Царство Водяного дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются и воспитываются навыки командной работы, упорства, дружеских отношений друг к другу.

Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель – попасть в гости к Водяному и больше узнать о свойствах воды. Первое задание интеллектуального направления – выбрать правильный путь из тех дорожек-следов, которые оставил Водяной. Выбрав маршрут, дети идут в исследовательскую лабораторию по капелькам воды. Путь проходит через спортивный уголок, где дети выполняют задания в виде эстафет: доплыть до подсказки, проплыть через грот, решить задачу и получить подсказку. По дороге им попадаются мешочки с солью и карточки по ТРИЗ – технологии «Помощники умной головы», они их забирают. Дети заходят в исследовательский центр, который оформлен как подводный мир и здесь их встречает Водяной.

Музыкальный этап, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением или, как в нашем случае, пели песню с Водяным. Водяной веселый и любит пошалить! и чтобы повеселиться приготовил нам «сложные» задания и ребята с ними справились, используя свои знания о свойствах воды. А еще мы получили новые знания: о свойствах соленой воды и том, что в воде есть воздух! Заканчивается квест – игра решением всех проблемных задач, поставленных перед игроками. И самое главное, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели: на финише обязательно приз или подарок! В нашем случае это кристально чистая вода от Водяного, которой мы угощали всех ребят в нашей группе.

Экспериментирование в игровой форме (квест-игры) становится доступной для ребёнка любого возраста, тем более дошкольного, пронизывая все сферы детской деятельности. Маленький ребенок - уже исследователь, который проводит свои наблюдения- эксперименты и самостоятельно находит ответы на вопросы «А почему так?», «Из чего это...?», «Для чего... или вследствие чего?», а проводя самостоятельно опыты, приобретают новые знания. В исследовании необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.

Исследование - это активная деятельность ребенка, позволяющая ему раскрывать тайны всего неизведанного, разбираясь в связях и взаимодействиях между явлениями окружающего мира, приобретая новые знания, формируя и развивая способности исследовательского типа мышления. Нам хотелось бы поделиться своим опытом организации образовательной исследовательской деятельности с коллегами и мотивировать их на использование квест- и ТРИЗ- технологий в опытно-экспериментальной деятельности, которая развивает познавательную активность детей.

В средней группе у «пряничных жителей» резко возросло количество вопросов исследовательского характера: «Как?», «Где?», «Почему?», а вместе с этим и желание получить ответы самостоятельно. Действия детей стали целенаправленными и обдуманными, благодаря накоплению личного опыта. В средней группе для фиксации своих наблюдений мы использовали календари, применяя символы из ТРИЗ- технологии, у детей формировалась способность решать проблемные ситуации и выдвигать гипотезы. В старшей группе у нас сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы: «Почему?», т.е. мы помним, как мы делали что-то, но теперь нас больше интересует, почему получилось именно так? Мы стараемся самостоятельно найти ответы на наши вопросы, и для этого открываем энциклопедии, Интернет, обращаемся за помощью к взрослым или сверстникам. Познавательная инициатива по проведению эксперимента переходит в руки детей. Становится больше заданий на прогнозирование результатов исследования: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. Все чаще мы начинаем проводить длительные эксперименты, в процессе которых исследуются и устанавливаются общие закономерности объектов, процессов и природных явлений. Труднее всего сформировать у детей способность выдвигать гипотезы, а чтобы проверить их истинность самостоятельно придумать ход эксперимента, т.е. поддержать целевую инициативу. Дети сами продумывают алгоритм действий исследования и распределяют обязанности между собой, самостоятельно проводят опыт и делают необходимые выводы, подтвердилась гипотеза или нет.

Проблемный вопрос: Вода в озере стала мутной, как ее очистить?

Гипотеза детей: Очистить воду можно любым способом из предложенных, (с детских слов):

- Надо подождать пока грязь «сядет» на стакан!

- Моя мама всегда говорит, чтобы я не пил некипяченую воду, а то заболею... Надо ее прокипятить и все!

- Надо ее в морозилку – сосульки всегда чистые!

- Можно ее через марлевую тряпочку налить, моя мама так молоко чистит...

- А моя бабушка всегда наливает мне чистую питьевую воду из «волшебного» кувшина... она его еще в магазине купила!

Эксперимент № 1: отстаивание.

Опираясь на подсказки «помощников умной головы» понимаем, что вода очень загрязнена..

Колбу с грязной водой и резким запахом (с примесями глины, песка и каплей анисового масла), отставляем в состоянии покоя на несколько минут. «Грязь» постепенно оседает на дно колбы, вода, вроде бы, стала более прозрачной, и аккуратно перелив ее в другой сосуд, мы избавились от вредных примесей, но пить ее не хотелось, так как остался резкий запах.

Вывод: Воду можно очистить от «грязи» способом отстаивания, но пить такую воду нельзя! (Ответы детей). В загрязнённой воде находятся не только вредные примеси, но и болезнетворные микробы и отстаивание не обеззараживает воду.

Эксперимент № 2 (проводится воспитателем!): кипячение.

Вспоминаем, что у многих дома стоит ёмкость, куда взрослые наливают кипячёную воду из чайника, она остывает, и мы её пьём, как чистую без вредных микробов. Значит, кипячение - способ очистки воды!

Берем колбу с грязной водой - она непрозрачная, мутная, имеет посторонний неприятный запах, отлив её немного в другую колбу, начинаем нагревать над свечой (спиртовкой) до кипения. Вскипятили, а теперь сравниваем: кипячёная вода ничем не отличается от некипячёной воды – запах остался, вода мутная.

Вывод: Кипячение не очищает воду от вредных примесей, но убивает микробов. Пить такую воду нельзя! Почему? (Ответы детей)

Эксперимент № 3 (проводится воспитателем!): парообразование и обратное превращение пара в воду.

На первом этапе эксперимента нагреваем грязную воду до образования пара. Пар поднимается вверх, а вредные примеси остаются внизу ёмкости. На втором этапе подставляем стеклышко к струйке пара и на нем начинают собираться капельки воды, происходит обратный процесс – охлаждение пара и его превращение в воду, но уже без вредных примесей и микробы погибают.

Вывод: Мы очистили воду от вредных примесей и микробов, но очищенная таким способом вода стала «пустой» или «мертвой». (Ответы детей). В ней не осталось необходимых для жизни человека микроэлементов.

Эксперимент № 4: фильтрация.

Воспитатель предлагает детям решить задачу очистки воды, собрав алгоритм создания фильтра для проведения исследования, используя любые предметы и вещества из следующего набора: 2 воронки, кусочки водонепроницаемой материи, речной песок, вата, пробирки. Дети, не получая готовых инструкций взрослого, самостоятельно пытаются решить задачу, проводят эксперименты, анализируя вместе с педагогом их результаты – какой из предложенных способов наиболее эффективный и насколько чистой стала вода. Мы слили воду в другую банку через вату.

Вывод: Такой способ фильтрации очищает от вредных примесей воду, но не может очистить от микробов и бактерий, невидимых крохотных организмов, которые могут вызывать болезни. Воду еще придется кипятить и отстаивать. А в наших домашних фильтр- кувшинах, очищающий элемент состоит из нескольких слоев, каждый из которых очищает воду от разных загрязняющих ее веществ.

Новое знание: Самый совершенный фильтр для загрязненной воды изобретен самой природой!

Проходя сквозь все слои почвы, вода постепенно очищается. Мы изготовили фильтр, используя природные материалы - камешки, почву, песок, глину. Хоть слои в нашем «фильтре» слишком малы, чтобы очистить воду полностью, но самая прозрачная вода была после прохождения через все эти природные материалы. Из-под земли чистая вода выходит через родники, но пить из них сейчас совсем небезопасно. Сегодня даже в родниках вода бывает непригодной для питья.

Итог исследовательского квеста: дети узнали несколько способов очищения воды от вредных примесей, используя в исследованиях умных помощников своей головы. Узнали, что есть фильтры, созданные руками человека, а есть природные, но остались еще вопросы, например:

- Почему нельзя пить воду из родников?

- Вследствие чего вода в родниках становится непригодной для питья?

- Какими способами после фильтрации воду очистить от бактерий?

А из этого вытекает тема нашего нового увлекательного путешествия с элементами квеста.

Таким образом, новые подходы к организации детей в разновозрастные сообщества при использовании современных педагогических технологии, в сочетании с активной, самостоятельной деятельностью ребёнка, а также способов ее осуществления, основанных на индивидуальных интересах и есть культурные практики вместо традиционных занятий в дошкольном образовании. Мы считаем, что культурные практики в разновозрастных сообществах — это эффективный путь формирования у дошкольника инициативы и любознательности, через социализацию и гибкую индивидуализацию.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

3. Под редак. Зубкова В.Н. Организация эколого развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.// Ставрополь, 2009.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. //СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

7. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

8. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М., Карапуз, 2006.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие– СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (14.12.2017) | Автор: Мигунова Н. Н., Улитина А.И.
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar