Главная » Статьи » Мои статьи

Чернова Е.В.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ СПОСОБОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ СПОСОБОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Автор: Чернова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»

Аннотация.

The author's article is devoted to the issues of the formation of mental activity, initiative and independence in children of younger preschool age, relying on formed representations. The author tells how in practice he uses TRIZ and project technology.

Ключевые слова: system-activity approach, initiative, TRIZ-technology, projects.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного познавательного развития и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается его реализовать в полной мере. Интеллект - это общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: восприятие, память, представления, мышление, воображение.

Как способность, интеллект реализуется при помощи других способностей: познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию, определять границы ее применимости (классифицировать), находить закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной. В. Штерн определял интеллект как «…общую способность индивидуума осознано настраивать свое мышление на возникшие требования. Эта общая умственная приспособляемость к новым задачам в условиях действительности».

Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека. Системно-деятельностный подход пробуждает инициативу ребенка, мотивирует его к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением (Н. Н. Поддьяков).

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности. Наша задача - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы. В современном образовании идет активное внедрение инновационных технологий, позволяющих эффективно решать дидактические задачи разного уровня. В нашем учреждении для активизации процесса развития мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста используется ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формулироваться такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия – ИМЕНИ признака. Воспринимая объект с помощью тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов ребёнок может получить информацию о значениях признаков данного объекта (помощники «Умной головы»)

Что же мы называем признаком любого объекта? Признак – это, та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, его знаком («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожогов и Н.Ю. Шведова, Москва, 1999 год).

Во время исследования выдвинута гипотеза, что занятия, проводимые с использованием ТРИЗ технологии для дошкольников занятия, на которых ребенок радуется своим первым открытиям, когда ребёнку некогда скучать, потому что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, где маленькому исследователю предоставлена возможность быть самостоятельным и инициативным. Мы стараемся, в первую очередь, обращать внимание на любопытные вещи. При этом детям предоставляется возможность посмотреть на интересное событие или объект с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Например, в проекте «Наш лучок – зелёный дружок», дети внимательно обследовали луковицы, в которых выделили основные признаки «Цвет», «Размер», «Форма», «Вкус». В процессе роста лука воспитанники смогли выделить части растения и взаимосвязь с таким признаком, как «Влажность», выявить причинно-следственные связи.

При формировании представлений детей о луге, его обитателях и растительности, мы с ребятами варили земляничное варенье. Поддержав выбор детей в определении необходимых продуктов, сварили следующее варенье (земляника – сахар) и (земляника – мука). В результате, определив признаки продуктов с помощью помощников Умной головы, ребята самостоятельно пришли к следующим выводам: варенье несладкое, поэтому надо добавить сахар. Причина – нет сахара. Сахар сладкий, а мука – нет. Следствие – несладкое варенье.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, осуществляемой в нашей группе, в детях развивается любознательность и интерес к новым открытиям, а, следовательно, формируются предпосылки логической мыслительной деятельности. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Формирование базовых навыков для организации процесса познания ребенка в соответствии с методикой ТРИЗ:

- осознанное отношение к органам чувств (помощники Умной головы);

- понимание основных признаков объектов (познавать имена признаков и их значения всеми каналами восприятия);

- установление причинно-следственных связей (способность выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков)

Во время игр с объектами (игрушками) дети знакомятся с их свойствами и признаками, сравнивают, классифицируют их. Постепенно их игровая деятельность усложняется, они начинают выделять, объединять предметы по одному признаку, что способствует развитию логического мышления. Новая информация даётся путём решения проблемных и изобретательных задач и ситуаций (любопытные вещи), отсюда любознательность и интерес к новым открытиям.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка в процессе деятельности. Организация образовательной деятельности проводится таким образом, чтобы она естественно вписывалась в естественную жизнь детей, т.е. задачи, которые ставит перед собой педагог должны быть понятными и для детей. Все занятия и игры предполагают выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к мышлению. Педагог не должен давать детям готовые знания, а пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Использование ТРИЗ технологии в образовательном процессе помогает детям овладеть способами наблюдения за объектами и процессами, происходящими вокруг, ребёнок активно познаёт мир сравнивая и анализируя пользуясь освоенным инструментарием.

Список литературы:

1. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

2. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

3. Сидорчук Т.А., Я познаю мир, Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014. стр

4. ФГОС ДО: ключи к успеху. Технологии формирования основ инженерного мышления у дошкольников /сб. Материалов XV Всероссийской конференции, г.Ульяновск, ООО «Вектор-С», 2016 – 130 c.

Категория: Мои статьи | Добавил: nmigynova (14.05.2018) | Автор: Чернова Елена Владимировна E
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar